Воздействие стресса на развитие ребенка
Сегодня стресс рассматривают как
фактор, влияющий на реализацию генетической программы развивающегося
организма. Стрессовая реакция разворачивается на уровне нервной и
эндокринной систем, выражаясь в чрезвычайно высоком содержании в крови
катехоламинов, а также кортизона и кортизола. Предельные уровни этих
гормонов вмешиваются в процесс развития различных органов и систем,
задерживая или нарушая его. В этом отношении нервная система имеет
особое значение. Головной мозг ребенка развивается до трех лет, а это
означает, что переживаемые в этот период жизни стрессы приводят к
отставанию, а в последующем к нарушению в его развитии.
Согласно исследованиям, проведенным и
описанным Е.В. Шумейко и другими авторами, даже относительно слабые
воздействия, не вызывающие видимых морфологических повреждений, могут
привести к длительным, а иногда и постоянным нарушениям в развитии
нервной и эндокринной систем. Последствием этих нарушений являются
расстройства различных типов поведения и психические расстройства.
Другой исследователь, Г. Дернер, на
основании экспериментальных и клинических наблюдений приходит к выводу,
что гормоны стресса, действуя в перинатальном периоде и в течение
первого года жизни, участвуют в формировании мозга. Аномальные уровни
гормонов во время его развития могут играть роль вредоносных факторов,
способных вызвать физиологические и/или психологические нарушения его
функций в последующей жизни. По мнению автора, которое он высказал еще в
1978 году, «миллионы людей являются умственно, эмоционально и физически
отсталыми или даже инвалидами и/или преждевременно умирают из-за
расстройства здоровья или заболеваний, связанных с нарушением процесса
развития.
Каким же образом стресс воздействует на
процесс развития ребенка? В момент опасности, травмы или эмоционального
потрясения ребенок, как существо полностью зависимое от матери и не
способное к самостоятельному отпору, попадает в ситуацию подавленного
действия, что приводит к активной выработке кортизона и кортизола.
Поэтому результатом стресса является чрезвычайно высокое содержание в
организме этих гормонов и, в частности, кортизола. Кортизол же «обжигает
чувствительный мозг подобно кислоте.
В результате этого у детей, подвергавшихся
жестокому или грубому обращению, в коре головного мозга зон, которые
отвечают за эмоции (включая привязанность), на 20—30 процентов меньше,
чему нормальных детей;
-у взрослых, испытавших в детстве насилие, гиппокамп, контролирующий
память, меньше. Это следует отнести за счет токсического воздействия
кортизола;
- повышенное содержание кортизола у особо впечатлительных детей до трех
лет усиливает деятельность тех долей мозга, которые контролируют чувство
настороженности и агрессию. В результате мозг находится в постоянной
тревоге и готовности к отпору, и достаточно мысли или малейшего
воспоминания о первоначальной травме (или присутствия ее виновника),
чтобы некогда пораженные зоны мозга реактивировались. Ничтожный стресс
или слабый страх способны спровоцировать новый выброс кортизола. Это
приводит к тревоге, гиперактивности, повышенной импульсивности. «У детей
с высоким содержанием кортизола часто наблюдаются расстройства внимания
и неспособность к самоконтролю», — говорит невропатолог из Миннесотского
университета Миган Гуннер».
Помимо этих пагубных последствий, в
пораженных гормонами стресса областях мозга возникает путаница в системе
нейросигналов, когда усиливается один и глушится другой сигнал.
Поскольку именно нейросигналы способствуют формированию синапсов, дети,
живущие в условиях длительных и непредсказуемых стрессов (отец
алкоголик, мать с непредсказуемым поведением, телесные наказания и тд.),
утрачивают умственные способности.
«Потеря хотя бы нескольких процентов
умственных способностей, — говорит Брюс Перри из Бейлоровского
медицинского колледжа, — означает, что какая-то часть ребенка погублена
навсегда». «Потеря всегда трагична — особенно если утрачено то, что
могло бы возникнуть, но никогда уже не возникнет. Дети появляются на
свет с мозгом, готовым воспринимать и учиться. Но без нашей помощи ему
это не под силу» [Шарон Бегли. Как развивать мозг ребенка. 1998].
Ответы на вопросы:
Как кормить
грудью? Какую
смесь выбрать?
Как избежать аллергии у малыша? ищите на сайте
http://www.mamkinyanki.ru/